Учит ли кто-то правильно специалистов для автотранспортной отрасли?

Кто и чему учитВ нашей новой рубрике “Мнение эксперта” мы будем публиковать интересные мысли авторитетных экспертов, занимающихся вопросами образования в нашем регионе.

Сегодня своими соображениями на страницах нашего блога поделится директор АОУ СПО УР “Ижевский политехнический колледж” Владимир Александрович Долганов.

Учит ли кто-нибудь грамотно?

Прежде, чем приступить к освещению данной темы необходимо уточнить, о каком уровне подготовки идет речь: либо это – базовая специальность автомеханика (автомехатроника) в рамках стандарта среднего профессионального образования, либо это – рабочая профессия, как правило, с приставкой «высокотехнологичная».

В Ижевском политехническом колледже реализуются сегодня оба уровня подготовки.

Что такое шесть “учит”?

Мировой опыт показывает, что в первом и во втором случае (мы в своей деятельности опираемся на немецкую модель при подготовки автомехатроников), для успешного решения этой задачи необходимо принять во внимание и детально разработать шесть организационных составляющих, а именно:
1. Кто учит?
2. Кого учит?
3. Чему учит?
4. Как учит?
5. На чем учит?
6. Где учит?

Если вы готовы со знанием дела ответить на все поставленные вопросы, то без всякого сомнения ваша задача будет успешно решена.

Попробуем более подробно разобраться в каждой из шести организационных составляющих учебного процесса.

Кто учит?

К сожалению сегодня, у многих представителей предприятий-заказчиков специалистов сложилось ложное представление о том, что учебное заведение сможет подготовить специалиста без их участия.

Сразу хочу развеять этот миф – это теоретически и практически не возможно. Без смычки – «Предприятие – Учебное заведение» (или по новому Закону – «Образовательная организация») подготовить специалиста невозможно.

Более подробно это отражено в концепции взаимодействия Ижевского политехнического колледжа с предприятиями промышленного комплекса УР.
Другими словами профессиональное образование и обучение не может быть не «дуальным» . Как сказал один мудрец: «Теория без практики – слепа, практика без теории – пагубна!».

Кого учит?

При разработке учебных планов и программ обязательно надо принимать во внимании качественный состав слушателей (возраст, базовый уровень подготовки, уровень мотивации, пол и др.).

Чему учит?

Здесь имеются ввиду прежде всего учебные планы и программы или, как сейчас часто их называют «профессиональные модули», которые в обязательном порядке должны согласовываться с предприятиями-заказчиками специалистов.

Как учит?

Методико-дидактические подходы при организации учебного процесса. Современная оргтехника (прежде всего компьютеры и компьютерные технологии) дает широкий спектр инструментов и приемов для реализации этого направления.

Появление Интернета изменило учебную деятельность обучающихся. Если раньше студент перемещался в пространстве в поисках источников знаний, то теперь объем знаний перемещается в пространстве вслед за обучающимся.

Не обращаясь к преподавателю, студент может проконтролировать свои знания и получить рекомендации по их коррекции в Интернете.

На чём учит?

Сегодня мы являемся свидетелями, так называемой «тихой революции». Связано это прежде всего с резким прорывом в области информационных технологий, робототехники и, как следствие, с резким, я бы сказал, с глобальным техническим перевооружением вообще (нано-технологии, высокие технологии и др).

Я думаю, вполне очевидно, что в этих условиях ни одному учебному заведению не угнаться за уровнем оснащенности современного производства.

Поэтому здесь на первый план опять выходит принцип «дуальности», а именно: либо создавать учебные полигоны на действующих производственных предприятиях, либо создавать учебно-производственные комплексы на базе учебных заведений при непосредственном участии предприятий. То есть меняется стереотип подхода в организации производственного обучения (главная парадигма).

При отсутствии законодательной базы, регулирующей взаимоотношения между учебными заведениями и предприятиями, сделать это не просто. Но там, где руководители предприятий и учебных заведений находят общий язык, вопрос этот решается довольно успешно.

Где учит?

Исходя из всего вышесказанного становится понятным, что здесь также в корне ломаются сложившиеся годами стереотипы, а именно – учебный процесс не замыкается рамками одной аудитории или лаборатории, а может также осуществляться на базе учебно-производственного комплекса учебного заведения, учебного полигона предприятия, в виртуальном пространстве с использованием технологий дистанционного обучения.

В заключении следует отметить, что все перечисленные составляющие в организации учебного процесса постоянно и динамично изменяются, в соответствии с требованиями современного производства и, главная задача учебного заведения своевременно и гибко реагировать на эти изменения.

Творческий потенциал Образовательного центра “Авто-Академия” позволяет успешно справляться с этой задачей.

АНО "Академия профессионального образования"
Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Салютовская, 33
Запись на курсы: (3412) 46-12-00
Запись в автошколу: (3412) 46-62-46