Дуальная система образования: “немецкая гайка” на “русский болт”…

_MG_9288.jpgоВ средствах массовой информации активно муссируется тема «дуальной системы профессионального образования».

Дуальная система представляется как панацея от всех бед и напастей, свалившихся на нашу «многострадальную» систему профессионального образования.

Сегодня в рубрике “Экспертное мнение” мы публикуем авторитетное мнение директора Ижевского политехнического колледжа Владимира Александровича Долганова.

Дуальная система: опыт Германии и реалии России

Дуальная система профессионального образования – это сочетание теоретического обучения в колледже с практическим обучением на предприятии («дуале» в переводе с латыни означает – двойственная, т.е. теория плюс практика).

Наибольшее развитие она получила в немецкоязычных странах – Германия, Австрия, Люксембург, Швейцария.

Вообще, по определению – не «дуальным» профессиональное образование быть не может ни в России, ни в Германии, так как любой процесс профессионального обучения предусматривает освоение теоретических знаний и практических навыков.

Вопрос прежде всего в том, насколько качественно организовано производственное обучение. И здесь, конечно, равных немцам нет.

Со свойственной им педантичностью, дотошностью и законопослушностью они довели механизм и технологию производственного обучения до абсолютного совершенства.

В то время как, у нас в последние годы во главу угла ставилось теоретическое обучение, а практическое (производственное) часто лишь подразумевалось.

Исторические корни дуальной системы уходят в эпоху зарождения ремесленного производства на рубеже 12-13 веков.

Уже тогда немцы придавали огромное значение вопросам практического обучения и наставничества. Ученик полжизни мог оставаться подмастерьем, настолько высоки были требования к его квалификации.

Право мастера ставить личное клеймо на товары было символом не только профессионального, но и жизненного успеха.

Процесс обучения осуществлялся под патронажем ремесленной и торгово-промышленной палат. Уже тогда эти структуры имели большой вес и значение.

В середине 30-х годов прошлого столетия был принят закон, обязывающий учеников на производстве одновременно посещать 1-2 раза в неделю профессиональную школу (Berufsschule). Собственно тогда и появилось название «дуальная система».

Причем предприятия, где осуществляется производственное обучение, имеют, как правило, частноправовую форму собственности, а профессиональные школы (колледжи) – государственную. Взаимоотношения между ними регулирует закон о профессиональном образовании (Berufsbildunggesatz).

Закон этот также определяет, какие предприятия могут участвовать в программе обучения (из 3,6 млн предприятий Германии в программе профессионального обучения задействовано 500 тыс.). Статус «обучающего предприятия» присваивает торгово-промышленная палата, при этом предприятие получает от государства соответствующие преференции и льготы в рамках своей экономической деятельности.

Общая идеология сотрудничества определяется Федеральным институтом профессионального образования, на основании которого Министерства образования Земель взаимодействуют с другими заинтересованными министерствами и ведомствами (в первую очередь – с торгово-промышленной и ремесленной палатами, имеющих огромный вес и авторитет).

Таким образом, мы видим четко отлаженную систему профессионального образования, которая формировалось на протяжении многих веков на основе совершенного законодательства, исторических традиций и немецкого менталитета.

Что мы имеем сегодня в нашей стране?

  •   Исторические традиции порушены.
  •   Институт наставничества упразднен.
  •   Отсутствие преференций для предприятий, вкладывающих в образование (в старом законе ст.40 такие преференции прописывала).
  •   Отсутствие законодательной базы, регулирующей взаимоотношения между учебным заведением и предприятиям (кроме призывов о том, что мы должны друг друга любить).
  •   Отсутствие «Закона о профессиональном образовании», который мог бы эти отношения регулировать.
  •   Торгово-промыщленная палата в России не имеет ни роли, ни веса, ни авторитета, поэтому не в состоянии решать и регулировать эти вопросы).

Что имеем в итоге?

Большинство предприятий сегодня не заинтересовано в организации производственного обучения, считая это экономически нецелесообразным, при отсутствии законодательной базы и объективных предпосылок заставить их сделать это добровольно невозможно, поэтому попытка натянуть «немецкий болт» на «русскую гайку» заведомо обречена на провал.

Успех может быть гарантирован лишь в том случае, если в качестве партнера по дуальной системе выступает немецкое предприятие, где имеют место и объективные предпосылки и законодательная база, как это сделано, например, в Калуге (в партнерстве с заводом Фольксваген).

АНО "Академия профессионального образования"
Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Салютовская, 33
Запись на курсы: (3412) 46-12-00
Запись в автошколу: (3412) 46-62-46